В конце июня Российский союз автостраховщиков (РСА) объявил о запуске обновленной автоматизированной информационной системы (АИС) ОСАГО. Разработчиком стала компания EPAM, ИТ-инфраструктуру построила компания «Инфосистемы Джет». Стоимость проекта оценивается в 2 млрд руб., по планам союза он станет основой масштабного риск-офиса — центра по управлению социально-экономическими рисками страны.
28 июня профобъединение страховщиков объявило о запуске обновленной АИС ОСАГО. Она пришла на смену системе, созданной страховщиками в 2013 году. Как отмечают в ЦБ, тогда перед страховщиками стояли сравнительно простые задачи: хранение договоров, фиксация информации о страховых случаях и расчет коэффициента бонус-малус (КБМ), отражающего аварийность конкретного водителя за предыдущие годы. В союзе говорят, что прежняя АИС ОСАГО перестала справляться с ростом данных — РСА объединяет 44 автостраховщика, союз обязан хранить все обращения и первичные документы в течение пяти лет.
Разработчиком новой системы стала компания EPAM, ИТ-инфраструктуру создала компания «Инфосистемы Джет». Как рассказал “Ъ” руководитель лаборатории DevSecOps «Инфосистемы Джет» Александр Краснов, новая АИС ОСАГО имеет микросервисную архитектуру. Это современный стандарт в создании программного обеспечения (ПО). «В основном системы создаются в виде монолитных приложений, и обновление или изменение небольших его частей затрагивает все ПО, — поясняет он.— Если информационная система построена на основе микросервисной архитектуры, то каждый микросервис в ней — это крошечная подсистема, которая поддерживает небольшую функцию, например выдачу номера полиса ОСАГО. Изменение микросервиса не влияет на работу других». На уровне ПО микросервисы «находятся» в контейнерах, а платформа Red Hat OpenShift в составе новой системы позволяет легко управлять ими: создавать новые экземпляры и удалять ненужные, разворачивать новые версии без прерывания сервиса.
«Для бизнеса такой подход более эффективен. Он дает значительную гибкость и скорость создания нового функционала и внесения изменений, — продолжает Александр Краснов.— По нашему опыту в монолитном приложении на изменение функционала может уходить до шести месяцев, а в случае с микросервисной архитектурой — 12 дней и даже меньше». В проекте РСА команды разработчиков создавали и тестировали сразу несколько сервисов одновременно без влияния друг на друга.
В РСА используются система хранения данных и серверное оборудование от Huawei. «Это гарантировало нам отсутствие сюрпризов в части интеграции, а заказчик получил выгодное предложение по стоимости. Комиссия, куда вошли руководители ИТ РСА, страховых компаний и ЦБ, поддержали предложенный выбор», — рассказал Александр Краснов. Отказоустойчивая сеть передачи данных в обновленной АИС тоже от Huawei. Она способна «пережить» отказы, обрывы связи, выходы из строя на стороне операторов связи и дата-центра. Трафик в случае аварии перенаправляется по резервным каналам на доступное оборудование, а ее пользователи — страховые компании и автовладельцы — будут иметь доступ к АИС ОСАГО. «Во время испытаний мы подтвердили, что такие переключения происходят незаметно для конечных пользователей», — говорит глава лаборатории «Инфосистемы Джет». Система отвечает жестким требованиям по отказоустойчивости: допустимое время простоя составляет два часа в год, а максимальный период, за который данные могут быть потеряны, — 1 час.
Что внутри
Как рассказал “Ъ” IT-директор РСА Алексей Самошин, система включает больше десятка блоков, из ключевых функциональных — это блоки по ОСАГО, КБМ, страховым случаям, Е-гаранту (электронная система доступности полисов ОСАГО). В перспективе обновленная система рассчитана на присоединение к ней модулей по всем видам страхования. По словам руководителя дирекции информационных технологий компании МАКС Александра Горяинова, в обновленной версии АИС ОСАГО изменена сущностная модель хранения данных: ранее единицей учета был договор страхования, а все объекты и субъекты были его атрибутами, сейчас же каждая сущность — физлицо, юрлицо, транспортное средство, договор, убыток — является отдельным самостоятельным элементом учета. «Это позволило построить модель "чистых" данных, в которой хранятся "золотые" записи, позволяющие в дальнейшем обеспечить сквозную идентификацию при информационном обмене с внешними информационными системами (например, портал госуслуг, ведомственные и иные системы), обогащая информацией страховщиков цифровой профиль, реализуемый сейчас на государственном уровне», — говорит представитель страховщика.
В союзе утверждают, что система была создана за девять месяцев. «Это беспрецедентно короткие сроки для такой работы, — говорит президент РСА Игорь Юргенс. — Новая АИС не имеет аналогов, она сложнее баз бюро кредитных историй (БКИ), которыми пользуются банки, поскольку страховые операции сложнее банковских, они включают в себя большее количество вводных данных: персональные данные клиента, его автомобиль, убытки, внесение изменений в договор, историю аварийности и проч.».
Предполагается, что внутри АИС будет существовать так называемая витрина данных, которая позволит регулятору контролировать тарифы ОСАГО. До конца года к системе планируется и присоединение модуля по «зеленой карте», кроме того, ожидается подключение модуля для бюро страховых историй по моторным видам страхования — ОСАГО и каско.
Регулятор уже заявил о намерении сделать обновленную систему подконтрольной своим структурам. Как сообщили “Ъ” в ЦБ, связно это с необходимостью реализации важных общественных функций. Например, речь идет о контроле наличия полисов ОСАГО у водителей с помощью средств фотовидеофиксации. Кроме того, система должна быть доступна потребителям страховых услуг в части личной страховой истории. Впрочем, глава РСА Игорь Юргенс считает, что база должна остаться у страховщиков. По словам гендиректора страховщика «Астро-Волга» Ярослава Остудина, на рынке есть опасения по поводу заявлений регулятора о намерении сделать обновленную систему подконтрольной, «поскольку есть мнение, что "Росгосстрах" аффилирован с ЦБ (страховщик вошел в периметр санации банка "Открытие" как участник одноименной с ним группы. — “Ъ”), впрочем, этого не стоит опасаться, поскольку, только имея на руках АИС, сложно забрать у агентов других компаний клиентов», — считает Ярослав Остудин.
Пока же компании привыкают к обновленной системе. «Предыдущий вариант АИС ОСАГО иногда доставлял проблемы страховщикам — база падала, с новой версией такого не ожидается», — отмечает Ярослав Остудин. «Новая система пока не привычна, но могу сказать, что данная платформа была апробирована в качестве ядра для АИС "Жилье" — эта база начала работу в прошлом году в соответствии с законом о страховании имущества граждан от ЧС, и у рынка было время познакомиться с новыми технологиями», — замечает Александр Горяинов. В компании МАКС отмечают, что по скорости система стала лучше и более информативной в части сообщений от системы при срабатывании правил формально-логического контроля — автоматизированной проверке соответствия ряда параметров по конкретному договору. Другими словами, если стаж вождения у гражданина три года, у него не может быть КБМ равный 0,5, дающий скидку в 50% на ОСАГО (предельный размер скидки за безаварийную езду по итогам трех лет — 15%, что соответствует КБМ 0,85).
«Функционирование новой АИС избавит страховщиков от пользования сторонними базами для минимизации рисков мошенничества, — говорит Ярослав Остудин, — ранее для сверки данных приходилось пользоваться, например, базой "Автокод"».
«На примере так называемых магаданских тракторов мы сталкиваемся с тем, что современные мощные иномарки тарифицируют как трактор и убыточность компании по таким договорам составляет 400–500%, что кратно превышает нормативно установленную в 77% в структуре тарифа ОСАГО, — рассказывает Александр Горяинов. — Новая система даст возможность использовать дополнительные скоринговые коэффициенты, которые в идеале должны избавить страховщиков от синдрома "магаданских тракторов". Запуск новой АИС стал драйвером модернизации собственных систем страховщиков. На рынке уверяют, что у новой системы ОСАГО нет аналогов. БКИ до сих пор не является централизованной системой, на банковском рынке четыре БКИ, система РСА, в отличие от того, чем пользуются банки, уникальна и исчерпывающа. Кроме того, требования к страховщикам с точки зрения доступности услуг в рамках этой АИС жестче, чем у кого-либо. «Банк может себе позволить и трехчасовой простой мобильной версии, в то время как доступность полисов ОСАГО не должна прерываться на сайтах страховщиков более чем на полчаса. Это прямо следует из указаний ЦБ. Нам бы хотелось синхронности в части требований регулятора ко всем участникам финансового рынка, получается, что правовое поле в отношении банков и страховщиков неравномерно», — считает Александр Горяинов.
Как отмечают в ИТ-интеграторе «Инфосистемы Джет», на первом этапе инвестиции в создание ИТ-инфраструктуры и информационной системы составляют свыше 2 млрд руб.
По словам Игоря Юргенса, АИС ОСАГО станет основой и площадкой для риск-офиса — центра по управлению социальными и экономическими рисками страны, в котором бы обрабатывалась статистика различных ведомств.
Татьяна ГРИШИНА
Вся пресса за 9 июля 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Технологии, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Хайтек и инновации
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2024 г.
Что такое страховой полис и для чего он нужен
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|